Красные матросы Александра Жерноклюева
В серии живописных работ «Красные матросы» Александр Жерноклюев соединяет академические традиции школы русского реализма и декоративные приемы модернистского искусства. Объемные фактурные фигуры он помещает в чистое белое пространство холста. Используя силу двух цветов — красного и белого — он добивается яркого, почти травматического, визуального впечатления. Раздражающий красный рождает энергию, страсть, радость. Белый фон и золотые элементы матросской символики доводят танцующих матросов до абсолютного торжества.

Матросы куражатся, дурачатся, впадают в эйфорию или задумчивость, они пребывают в своих эмоциях и становятся символами эмоций на пустом стерильном фоне. При этом остаются очень реалистичными и традиционными образами для русской живописи.

Александр Жерноклюев служил на Балтийском флоте: воинская обязанность распространялась на всех советских юношей. Три года — с 18 до 21 — пора безрассудств и куража была им прожита в суровой дисциплинарной и иерархической среде. А потом сам шагнул с палубы на холст. Гротескные образы матросов появились еще в раннем периоде его творчества и со временем эволюционировали в красных неуемных весельчаков, став своего рода брендом его живописи.